Как выбрать шрифт: разбор стилей, настроений и сочетаний
Каждый элемент дизайна – нечто большее, чем просто визуальный объект. Даже такая малая единица, как шрифт, является неотъемлемой частью идентичности бренда; тем самым отличительным признаком, из-за которого этот бренд узнают.
Шрифты становятся формой-оболочкой, через которую доносятся смыслы, формируется настроение, подчеркивается стиль/эстетика компании, во благо которой они работают. Грамотно подобная типографика может творить чудеса, и тому есть доказательства.
Но как стиль/размер шрифта влияет на восприятие? Почему один и тот же текст в разном начертании ощущается по-разному? Какие навыки окажутся особенно полезными после курса графического дизайна? И, наконец, каких правил стоит придерживаться, чтобы создать гармоничную композицию, не лишенную характера, выразительности, визуальной структуры?
Шрифт или гарнитура: в чем разница
Первое, в чем стоит разобраться, – различия между понятиями «шрифт» и «гарнитура». Может показаться, что это синонимичные термины, хотя они выполняют разные функции в дизайне, а потому по-своему влияют на восприятие.
Гарнитура – это целая семья шрифтов, объединенных общим стилем. Каждая гарнитура включает несколько вариантов начертания: обычный, полужирный, курсив, полужирный курсив, а также декоративные или редкие варианты. Гарнитура определяет характер текста. Какой он: строгий и классический? Современный и минималистичный? Креативный и эмоциональный?
Шрифт, в свою очередь, – это конкретный вариант внутри гарнитуры. Выбирая Times New Roman Bold для заголовка, мы работаем с конкретными стилями/начертаниями, которые придают характер, эмоциональную окраску.
Пример: гарнитура Helvetica содержит Helvetica Regular, Helvetica Bold, Helvetica Italic, другие.
Что такое типографика и зачем она нужна дизайнеру
Мы признаемся: типографика – это искусство работы с текстом, но как любое искусство, типографика подчинена определенным правилам и стандартам. Она включает в себя также выбор размера, интерлиньяж, межбуквенное расстояние, расположение контента вообще. В дизайне типографика выполняет две функции: обеспечивать читаемость, а также создавать настроение.
Читаемость
Грамотно оформленный контент позволяет пользователю быстро, но комфортно воспринимать информацию.
Когда места для хаоса не остается, пользователь быстрее находит нужные данные, понимает смысл, легче ориентируется в материале.
Здесь важна иерархия: заголовки выступают в роли якорей, а абзацы раскрывают раскрывают детали шаг за шагом.
Создание настроения
Слова имеют силу, и то, в какой форме эти слова представлены, безусловно влияет на передачу эмоций и восприятие характера.
Цель типографики – подчеркнуть стиль, сформировать визуальную идентичность, сделать образ запоминаемым.
Все мы знаем логотип Coca-Cola: его рукописный скриптовый шрифт с плавными завитками, динамичными линиями передает ощущение энергии и дружелюбия – он мгновенно узнаваем.
Тем не менее, типографика не ограничивается выбором гарнитуры. Она включает в себя множество деталей:
Контраст
Различия между начертаниями, толщинами, стилями для выделения ключевых элементов.
Согласованность
Единообразие стиля в рамках одного проекта.
Белое пространство
Свободные зоны вокруг текста, которые облегчают чтение.
Выравнивание
Расположение по левому/правому краю, по центру или по ширине.
Цвет
Оттенки, влияющие на читабельность, эмоциональное восприятие.
Иерархия
Последовательность, приоритет элементов.
Зачем дизайнерам это нужно?
Текст – столь же значимый визуальный элемент, как и любые другие детали. Плохо написанный текст, некорректное его отображение или хаос в структуре могут разрушить гармонию, затруднить восприятие информации и, в конце концов, снизить доверие аудитории к бренду. Даже самый яркий визуальный элемент остается незамеченным, если текст сложно воспринимать.
Основные категории
Чтобы выбрать стиль шрифта, необходимо разобраться в его категории, особенностях начертания, характере, назначении. Так в чем их характерные черты, на какие группы их принято делить?
С засечками (Serif)
- Имеют маленькие линии или «ножки» на концах букв.
- Более традиционный, строгий вариант.
- Чаще используются в печатной продукции, книгах, газетах, официальных документах.
Примеры: Times New Roman, Georgia, Playfair Display.
Назначение: основной текст
Без засечек (Sans Serif)
- Не имеют декоративных окончаний, буквы выглядят проще.
- Отлично подходят для веб-дизайна.
- Создают эффект легкости, открытости, современности.
Примеры: Arial, Helvetica, Montserrat.
Назначение: заголовки
Рукописные и скриптовые (Script)
- Имитируют почерк или каллиграфию.
- Используются для акцентов, логотипов, поздравительных материалов.
- Не стоит применять для больших блоков из-за сложности чтения.
Примеры: Great Vibes, Pacifico, Lobster.
Назначение: акценты, логотипы.
Декоративные и акцидентные (Display)
- Предназначены для заголовков, логотипов, а также других элементов, которые должны выделяться.
- Отличаются уникальной формой, необычными эффектами.
- Используются ограниченно.
Примеры: Bungee, Anton, Stint Ultra Expanded.
Назначение: акценты, логотипы.
Как правильно выбрать шрифт под задачу
Это бесспорно ответственный этап, который не должен сводиться только к вопросам эстетики. От того, какой шрифт используется, зависит качество контента, его читаемость, эмоциональный фон, впечатление.
Определите цель
Во-первых, нужно понимать, какую роль выполняет этот текст, каково его место в дизайне. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Что вы хотите донести до аудитории? Например, для официального отчета подойдет строгий Serif, а для яркой промо-страницы – Sans Serif или выразительный Display.
- Какая эмоциональная окраска нужна? Стили шрифтов бывают разные, и каждый по-своему влияет на восприятие контента.
- Где будет использоваться текст? Для каждого случая есть свои требования. Для интерфейсов, например, важна читаемость, в то время как печать нуждается в контрастности на бумаге.
Учитывайте категорию
Не забывайте о том, что Serif, Sans Serif, Script и Display – это разные типы шрифтов, а потому их назначение также будет отличаться. Подробнее об этом мы говорили выше.
Сочетайте шрифты с умом
Не используйте более 2-3 шрифтов в одном проекте: перегрузка дизайна лишними элементами – это боль, которую необходимо избегать. Ищите контраст, который делает композицию выразительной: например, сочетание Serif для основного текста с Sans Serif для заголовков. В то же время избегайте слишком похожих гарнитур – они создают визуальную путаницу.
Проверяйте читаемость и адаптивность
Главная функция текста – передать информацию, зафиксировать ее на носителе. Потому он должен быть удобен для чтения на любых устройствах: компьютере, планшете, смартфоне. В таком случае шрифт – это средство художественной выразительности, который помогает ему обрести форму, соответствующую смыслам.
Тестируйте и экспериментируйте
Не бойтесь пробовать несколько вариантов, пока не найдете наиболее подходящее сочетание. Проверяйте текст в разных размерах, на разных устройствах. Сравнивайте, как выглядит ваш текст с другими элементами дизайна: цветами, изображениями, иконками. Так рождаются выдающиеся работы визуального искусства.
Как сочетать шрифты между собой
Одним из самых сложных вопросов типографики остается корректное сочетание шрифтов в рамках одного проекта. И это то, что должен уметь графический дизайнер в первую очередь.
Создавайте контраст
- По толщине: полужирный заголовок + легкое полотно текста.
- По стилю: строгий Serif для текста + современный Sans Serif для заголовков.
- По ширине и высоте букв: узкий шрифт можно сочетать с широким, чтобы добавить динамики.
Следите за совместимостью гарнитур
- Гарнитуры могут конфликтовать, поэтому лучше выбирать те, что дополняют друг друга.
- Например, Playfair Display (Serif) хорошо сочетается с Montserrat (Sans Serif): первый добавляет элегантности, а второй – отвечает за читаемость.
Тестируйте сочетания в реальных проектах
- Пробуйте различные варианты на макете. Так будет понятно, работает ли сочетание или же оно требует корректировки.
- Смотрите, как начертание сочетается с графикой, цветом, а также прочими элементами дизайна.
- Обращайте внимание на читаемость: иногда идеальное сочетание на бумаге может плохо смотреться на экране.
Основные ошибки и как их избежать
Ошибка 1: Слишком много шрифтов
Решение: Как мы указали ранее, ограничьтесь 2–3 шрифтами на проект. Один для заголовков, один для основного текста, а также, при необходимости, один для акцентов.
Как избежать: Перед началом работы составьте план типографики. Сразу отметьте, какие шрифты будут использоваться в каждом блоке.
Ошибка 2: Плохая читаемость
Решение: Подбирайте шрифты, которые легко читаются на любых устройствах, в любых размерах (да, это может быть не совсем просто). Обратите внимание на межстрочное, а также межбуквенное расстояние.
Как избежать: Проверяйте текст на разных экранах. Распечатайте пробную версию, если это печатный проект.
Ошибка 3: Несоответствие оформления задаче
Решение: Выбирайте гарнитуры, которые отражают характер проекта/бренда. Для серьезного бренда – строгие Serif, для креативного – выразительные Display или Script.
Как избежать: Составьте список целей проекта, его задач, эмоциональных характеристик. Главное – понимать психологию целевой аудитории, а затем – не ошибиться с выбором (от него зависит успех продукта).
Ошибка 4: Нет визуальной иерархии
Решение: Используйте разный размер, вес, стиль для заголовков, подзаголовков и основного текста.
Как избежать: Перед версткой создайте макет с отмеченной иерархией. Удостоверьтесь, что самая важная информация выделена.
Ошибка 5: Плохой контраст между текстом и фоном
Решение: Подбирайте начертания, а также цвета так, чтобы текст был хорошо виден на фоне. Избегайте слишком тонких линий в яркой/разноцветной среде.
Как избежать: Тестируйте сочетания цвета текста и фона заранее, используйте инструменты для проверки контрастности (Contrast Checker, WebAIM Color Contrast Checker или встроенные функции в Figma и Adobe XD).
Ошибка 6: Игнорирование адаптивности
Решение: Убедитесь, что контент читается на разных устройствах (при изменении размера окна в том числе).
Как избежать: Тестируйте макет на смартфонах, планшетах, прочих экранах, корректируйте размер/межстрочное расстояние при необходимости.
Хотите узнать больше о дизайне?
Индустрия дизайна неоднородна – она изменяема. Каждый день приносит новые технологии, тренды, механизмы, которые необходимо изучать и применять в работе. В таком потоке можно легко потеряться.
Чтобы оставаться востребованным специалистом, важно системно развивать свои навыки, осваивать новые инструменты, принимать новую этику. Обучение графическому дизайну в школе UNID – это возможность структурировать свои знания, освоить актуальные инструменты, получить практический опыт на реальных проектах, научиться применять новые подходы в работе с типографикой, цветом, композицией, а также узнать, как графическому дизайнеру найти клиентов.
Шрифты могут говорить громче слов, которые они сопровождают. Позвольте им работать на вас.
Вы спрашиваете – мы отвечаем
Как выбрать цвет шрифта?
Выбор цвета зависит от цели, фона и эмоционального настроя проекта. Основные правила:
- Цвет должен быть контрастным с фоном, чтобы текст легко читался.
- Используйте ограниченную палитру для единообразия.
- Подумайте о психологии цвета (например, красный может восприниматься как угроза или предостережение).
- Тестируйте сочетания на разных устройствах и экранах.
Как выбрать основной шрифт?
При выборе учитывайте:
- Читаемость: он должен быть удобен для чтения.
- Цель проекта: официальный, креативный, современный или классический стиль.
- Категорию: Serif для официальных материалов, Sans Serif для заголовков и интерфейсов.
- Сочетаемость с другими начертаниями, если вы используете несколько.
Можно ли использовать декоративные шрифты для основного текста?
Обычно это не рекомендуется, так как они сложны для чтения в больших объемах. Display лучше использовать для заголовков, акцентов, логотипов и коротких надписей.
Как проверить читаемость на разных устройствах?
Пробуйте текст на смартфонах, планшетах и мониторах. Также можно использовать инструменты вроде Figma, Adobe XD, WebAIM Contrast Checker, чтобы проверить видимость и контрастность.
Как типографика влияет на заработок дизайнеров?
То, сколько зарабатывает графический дизайнер, чаще всего складывается из нескольких факторов: уровня профессиональных навыков, опыта работы, портфолио. А знание типографики напрямую повышает ценность специалиста. Продуманные до мелочей проекты = более высокий доход.
Сложности с выбором обучения?