...

Как выбрать шрифт: разбор стилей, настроений и сочетаний

Каждый элемент дизайна – нечто большее, чем просто визуальный объект. Даже такая малая единица, как шрифт, является неотъемлемой частью идентичности бренда; тем самым отличительным признаком, из-за которого этот бренд узнают. 

Шрифты становятся формой-оболочкой, через которую доносятся смыслы, формируется настроение, подчеркивается стиль/эстетика компании, во благо которой они работают. Грамотно подобная типографика может творить чудеса, и тому есть доказательства. 

Но как стиль/размер шрифта влияет на восприятие? Почему один и тот же текст в разном начертании ощущается по-разному? Какие навыки окажутся особенно полезными после курса графического дизайна? И, наконец, каких правил стоит придерживаться, чтобы создать гармоничную композицию, не лишенную характера, выразительности, визуальной структуры?

Шрифт или гарнитура: в чем разница

Первое, в чем стоит разобраться, – различия между понятиями «шрифт» и «гарнитура». Может показаться, что это синонимичные термины, хотя они выполняют разные функции в дизайне, а потому по-своему влияют на восприятие.

Гарнитура – это целая семья шрифтов, объединенных общим стилем. Каждая гарнитура включает несколько вариантов начертания: обычный, полужирный, курсив, полужирный курсив, а также декоративные или редкие варианты. Гарнитура определяет характер текста. Какой он: строгий и классический? Современный и минималистичный? Креативный и эмоциональный?

Шрифт, в свою очередь, – это конкретный вариант внутри гарнитуры. Выбирая Times New Roman Bold для заголовка, мы работаем с конкретными стилями/начертаниями, которые придают характер, эмоциональную окраску.

Пример: гарнитура Helvetica содержит Helvetica Regular, Helvetica Bold, Helvetica Italic, другие.

Что такое типографика и зачем она нужна дизайнеру

Мы признаемся: типографика – это искусство работы с текстом, но как любое искусство, типографика подчинена определенным правилам и стандартам. Она включает в себя также выбор размера, интерлиньяж, межбуквенное расстояние, расположение контента вообще. В дизайне типографика выполняет две функции: обеспечивать читаемость, а также создавать настроение.

Читаемость

Грамотно оформленный контент позволяет пользователю быстро, но комфортно воспринимать информацию. 

Когда места для хаоса не остается, пользователь быстрее находит нужные данные, понимает смысл, легче ориентируется в материале. 

Здесь важна иерархия: заголовки выступают в роли якорей, а абзацы раскрывают раскрывают детали шаг за шагом.

Создание настроения

Слова имеют силу, и то, в какой форме эти слова представлены, безусловно влияет на передачу эмоций и восприятие характера. 

Цель типографики – подчеркнуть стиль, сформировать визуальную идентичность, сделать образ запоминаемым. 

Все мы знаем логотип Coca-Cola: его рукописный скриптовый шрифт с плавными завитками, динамичными линиями передает ощущение энергии  и дружелюбия – он мгновенно узнаваем.

Тем не менее, типографика не ограничивается выбором гарнитуры. Она включает в себя множество деталей:

Контраст

Различия между начертаниями, толщинами, стилями для выделения ключевых элементов.

Согласованность

Единообразие стиля в рамках одного проекта.

Белое пространство

Свободные зоны вокруг текста, которые облегчают чтение.

Выравнивание

Расположение по левому/правому краю, по центру или по ширине.

Цвет

Оттенки, влияющие на читабельность, эмоциональное восприятие.

Иерархия

Последовательность, приоритет элементов.

Зачем дизайнерам это нужно?

Текст – столь же значимый визуальный элемент, как и любые другие детали. Плохо написанный текст, некорректное его отображение или хаос в структуре могут разрушить гармонию, затруднить восприятие информации и, в конце концов, снизить доверие аудитории к бренду. Даже самый яркий визуальный элемент остается незамеченным, если текст сложно воспринимать.

Основные категории

Чтобы выбрать стиль шрифта, необходимо разобраться в его категории, особенностях начертания, характере, назначении. Так в чем их характерные черты, на какие группы их принято делить?

С засечками (Serif)

  • Имеют маленькие линии или «ножки» на концах букв.
  • Более традиционный, строгий вариант.
  • Чаще используются в печатной продукции, книгах, газетах, официальных документах.

Примеры: Times New Roman, Georgia, Playfair Display.

Назначение: основной текст

Без засечек (Sans Serif)

  • Не имеют декоративных окончаний, буквы выглядят проще.
  • Отлично подходят для веб-дизайна.
  • Создают эффект легкости, открытости, современности.

Примеры: Arial, Helvetica, Montserrat.

Назначение: заголовки

Рукописные и скриптовые (Script)

  • Имитируют почерк или каллиграфию.
  • Используются для акцентов, логотипов, поздравительных материалов.
  • Не стоит применять для больших блоков из-за сложности чтения.

Примеры: Great Vibes, Pacifico, Lobster.

Назначение: акценты, логотипы.

Декоративные и акцидентные (Display)

  • Предназначены для заголовков, логотипов, а также других элементов, которые должны выделяться.
  • Отличаются уникальной формой, необычными эффектами.
  • Используются ограниченно.

Примеры: Bungee, Anton, Stint Ultra Expanded.

Назначение: акценты, логотипы.

Как правильно выбрать шрифт под задачу

Это бесспорно ответственный этап, который не должен сводиться только к вопросам эстетики. От того, какой шрифт используется, зависит качество контента, его читаемость, эмоциональный фон, впечатление.

Определите цель

Во-первых, нужно понимать, какую роль выполняет этот текст, каково его место в дизайне. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: 

  • Что вы хотите донести до аудитории? Например, для официального отчета подойдет строгий Serif, а для яркой промо-страницы – Sans Serif или выразительный Display.
  • Какая эмоциональная окраска нужна? Стили шрифтов бывают разные, и каждый по-своему влияет на восприятие контента. 
  • Где будет использоваться текст? Для каждого случая есть свои требования. Для интерфейсов, например, важна читаемость, в то время как печать нуждается в контрастности на бумаге.

Учитывайте категорию

Не забывайте о том, что Serif, Sans Serif, Script и Display – это разные типы шрифтов, а потому их назначение также будет отличаться. Подробнее об этом мы говорили выше.

Сочетайте шрифты с умом

Не используйте более 2-3 шрифтов в одном проекте: перегрузка дизайна лишними элементами – это боль, которую необходимо избегать. Ищите контраст, который делает композицию выразительной: например, сочетание Serif для основного текста с Sans Serif для заголовков. В то же время избегайте слишком похожих гарнитур – они создают визуальную путаницу.

Проверяйте читаемость и адаптивность

Главная функция  текста – передать информацию, зафиксировать ее на носителе. Потому он должен быть удобен для чтения на любых устройствах: компьютере, планшете, смартфоне. В таком случае шрифт – это средство художественной выразительности, который помогает ему обрести форму, соответствующую смыслам.

Тестируйте и экспериментируйте

Не бойтесь пробовать несколько вариантов, пока не найдете наиболее подходящее сочетание. Проверяйте текст в разных размерах, на разных устройствах. Сравнивайте, как выглядит ваш текст с другими элементами дизайна: цветами, изображениями, иконками. Так рождаются выдающиеся работы визуального искусства.

Как сочетать шрифты между собой

Одним из самых сложных вопросов типографики остается корректное сочетание шрифтов в рамках одного проекта. И это то, что должен уметь графический дизайнер в первую очередь. 

Создавайте контраст

  • По толщине: полужирный заголовок + легкое полотно текста.
  • По стилю: строгий Serif для текста + современный Sans Serif для заголовков.
  • По ширине и высоте букв: узкий шрифт можно сочетать с широким, чтобы добавить динамики.

Следите за совместимостью гарнитур

  • Гарнитуры могут конфликтовать, поэтому лучше выбирать те, что дополняют друг друга.
  • Например, Playfair Display (Serif) хорошо сочетается с Montserrat (Sans Serif): первый добавляет элегантности, а второй – отвечает за читаемость.

Тестируйте сочетания в реальных проектах

  • Пробуйте различные варианты на макете. Так будет понятно, работает ли сочетание или же оно требует корректировки. 
  • Смотрите, как начертание сочетается с графикой, цветом, а также прочими элементами дизайна.
  • Обращайте внимание на читаемость: иногда идеальное сочетание на бумаге может плохо смотреться на экране.

Основные ошибки и как их избежать

Ошибка 1: Слишком много шрифтов

Решение: Как мы указали ранее, ограничьтесь 2–3 шрифтами на проект. Один для заголовков, один для основного текста, а также, при необходимости, один для акцентов.

Как избежать: Перед началом работы составьте план типографики. Сразу отметьте, какие шрифты будут использоваться в каждом блоке.

 

Ошибка 2: Плохая читаемость

Решение: Подбирайте шрифты, которые легко читаются на любых устройствах, в любых размерах (да, это может быть не совсем просто). Обратите внимание на межстрочное, а также межбуквенное расстояние.

Как избежать: Проверяйте текст на разных экранах. Распечатайте пробную версию, если это печатный проект.

 

Ошибка 3: Несоответствие оформления задаче

Решение: Выбирайте гарнитуры, которые отражают характер проекта/бренда. Для серьезного бренда – строгие Serif, для креативного – выразительные Display или Script.

Как избежать: Составьте список целей проекта, его задач, эмоциональных характеристик. Главное – понимать психологию целевой аудитории, а затем – не ошибиться с выбором (от него зависит успех продукта).

 

Ошибка 4: Нет визуальной иерархии

Решение: Используйте разный размер, вес, стиль для заголовков, подзаголовков и основного текста.

Как избежать: Перед версткой создайте макет с отмеченной иерархией. Удостоверьтесь, что самая важная информация выделена.

 

Ошибка 5: Плохой контраст между текстом и фоном

РешениеПодбирайте начертания, а также цвета так, чтобы текст был хорошо виден на фоне. Избегайте слишком тонких линий в яркой/разноцветной среде.

Как избежать:  Тестируйте сочетания цвета текста и фона заранее, используйте инструменты для проверки контрастности (Contrast Checker, WebAIM Color Contrast Checker или встроенные функции в Figma и Adobe XD).

 

Ошибка 6: Игнорирование адаптивности

Решение: Убедитесь, что контент читается на разных устройствах (при изменении размера окна в том числе).

Как избежать: Тестируйте макет на смартфонах, планшетах, прочих экранах, корректируйте размер/межстрочное расстояние при необходимости.

Хотите узнать больше о дизайне?

Индустрия дизайна неоднородна – она изменяема. Каждый день приносит новые технологии, тренды, механизмы, которые необходимо изучать и применять в работе. В таком потоке можно легко потеряться.

Чтобы оставаться востребованным специалистом, важно системно развивать свои навыки, осваивать новые инструменты, принимать новую этику. Обучение графическому дизайну в школе UNID – это возможность структурировать свои знания, освоить актуальные инструменты, получить практический опыт на реальных проектах, научиться применять новые подходы в работе с типографикой, цветом, композицией, а также узнать, как графическому дизайнеру найти клиентов.

Шрифты могут говорить громче слов, которые они сопровождают. Позвольте им работать на вас.

Вы спрашиваете – мы отвечаем

Как выбрать цвет шрифта?

Выбор цвета зависит от цели, фона и эмоционального настроя проекта. Основные правила:

  • Цвет должен быть контрастным с фоном, чтобы текст легко читался.
  • Используйте ограниченную палитру для единообразия.
  • Подумайте о психологии цвета (например, красный может восприниматься как угроза или предостережение). 
  • Тестируйте сочетания на разных устройствах и экранах.

Как выбрать основной шрифт?

При выборе учитывайте:

  • Читаемость: он должен быть удобен для чтения.
  • Цель проекта: официальный, креативный, современный или классический стиль.
  • Категорию: Serif для официальных материалов, Sans Serif для заголовков и интерфейсов.
  • Сочетаемость с другими начертаниями, если вы используете несколько.

Можно ли использовать декоративные шрифты для основного текста?

Обычно это не рекомендуется, так как они сложны для чтения в больших объемах. Display лучше использовать для заголовков, акцентов, логотипов и коротких надписей.


Как проверить читаемость на разных устройствах?

Пробуйте текст на смартфонах, планшетах и мониторах. Также можно использовать инструменты вроде Figma, Adobe XD, WebAIM Contrast Checker, чтобы проверить видимость и контрастность.


Как типографика влияет на заработок дизайнеров?

То, сколько зарабатывает графический дизайнер, чаще всего складывается из нескольких факторов: уровня профессиональных навыков, опыта работы, портфолио. А знание типографики напрямую повышает ценность специалиста. Продуманные до мелочей проекты = более высокий доход.

Сложности с выбором обучения?