Основы композиции в дизайне: базовые принципы для начинающих
Никакой дизайн не может существовать вне правил визуальной организации: какой бы красивой картинка ни была, яркий образ может разбиться о бесконтрольный хаос и стать случайным набором форм/цветов, нежели продуманной композицией.
Для начинающего дизайнера понимание композиции – базовая необходимость. Без нее невозможно создать ни логотип, ни плакат, ни интерфейс, комфортный для использования. Это фундаментальное знание, которое позволяет привести концепт к системе – работающей, осмысленной, запоминающейся. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры, но в чем она заключается?
Учимся видеть дизайн изнутри. Сегодня (а более подробно – на курсе «Графический дизайнер») разбираем, как работает композиция, из чего она состоит и на какие принципы опирается. В структуре – смысл, а в композиции – душа, связывающая форму и содержание воедино.
Что такое композиция в графическом дизайне?
Композиция в современном дизайне, как и в классическом изобразительном искусстве, – это система организации визуальных элементов на плоскости или в пространстве, задача которой – доносить смысл, управлять вниманием зрителя, вызывать нужный эмоциональный отклик и реакцию в целом.
Визуальная композиция в дизайне должна отвечать на вопрос «зачем»: зачем элемент находится именно здесь, зачем выбран этот цвет, шрифт или направление линии, зачем нужен дизайн и какой цели он служит. Все дело в осознанном подходе. Проще говоря, речь идет о структуре, которая превращает набор форм, текстов и изображений в связное визуальное сообщение.
Зачем это нужно?
Без продуманной структуры дизайн может потерять смысл и показаться хаотичным, лишенным единства. Потому она выполняет сразу несколько задач:
формирует визуальную иерархию так, что зритель сразу понимает, что главное, а что второстепенное;
создает ритм, баланс, чтобы не создавалось лишнее напряжение при прочтении;
усиливает эмоциональное воздействие за счет цвета, пропорций, контрастов;
делает дизайн понятным, чтобы замысел, скрытый за визуальной составляющей, не оставался спрятан.
Композиция как язык
Язык – это система знаков, потому композиция – это такой же язык, хоть и не естественный. Средства композиции в дизайне составляют язык визуальной коммуникации, с помощью которого автор может разговаривать со зрителем, доносить нужное сообщение, вызывать определенные чувства (их можно спрогнозировать заранее).
Пример:
Хаотичное размещение элементов вызывает ощущение беспорядка, тревожности.
Сбалансированная композиция → чувство гармонии, доверия, стабильности.
Динамичная, асимметричная композиция → ощущение движения, энергии.
Цвет
Цвет по праву может считаться одним из сильнейших инструментов визуального воздействия, который, из-за природных механизмов и врожденных ассоциаций, может задавать настроение, управлять вниманием, а также определять эмоциональный фон работы.
- Цвета влияют на восприятие: теплые оттенки приближают объекты, холодные – отдаляют.
- Контрастные сочетания создают динамику, а монохромные – ощущение статики.
- Цвет помогает структурировать дизайн: выделить акцент, обозначить функциональные зоны, подчеркнуть иерархию.
Инструменты для работы с цветом:
Цветовой круг
Основа подбора цветовых сочетаний.
Теория цвета
Набор правил, объясняющих взаимодействие оттенков.
Цветовые схемы
Аналоговая, контрастная, триадная, комплементарная и др.
Цветовое решение:
Контрастные цвета
Пример использования:
Баннеры, кнопки «Купить», всплывающие CTA-блоки
Цветовое решение:
Монохром
Пример использования:
Фоновая графика, карточки товаров, интерфейсы админки
Цветовое решение:
Холодные оттенки
Пример использования:
Заголовки на сайтах, формы подписки, иконки интерфейса
Цветовое решение:
Теплые оттенки
Пример использования:
Промо-баннеры, кнопки CTA, выделение акцентов в дизайне
Форма
Форма определяет, каким образом объект занимает пространство и как его должен воспринимать зритель. Формы бывают разными, что подкреплено природным разнообразием и желанием создавать новые элементы на замену старым. В графическом дизайне формы представлены следующим образом:
Геометрические формы:
Круг, квадрат, треугольник.
Органические формы
Волнистые, плавные, природные контуры.
Абстрактные формы
Комбинация геометрия + органика, нестандартные фигуры.
Линия
Это довольно простой концепт, который знаком каждому: линия соединяет точки в пространстве для управления вниманием зрителя и движением его по визуальному пространству. Яркий пример – гейм-дизайн, в котором часто используют линии дорожек на карте или стрелки-подсказки для направления движения персонажей.
Типы линий и их применение в дизайне:
Прямые линии
Вертикальные, горизонтальные, диагональные: границы, сетки интерфейсов, панельные разделители
Изогнутые линии
Траектории движения объектов, волны на фоне, декоративные элементы
Пунктирные6261B8/ штриховые линии
Акцент на интерактивных элементах, подсказки, маршруты
Пространство
Пространство – это все расстояние между элементами или вокруг них, которое может быть или положительным (занятым объектами) или отрицательным (свободным, пустым).
Организация пространства – это основополагающий фактор, который определяет, как элементы расположены относительно друг друга и насколько эффективно они работают. Отрицательное (или белое) пространство нельзя считать пустотой. Наоборот, это инструмент композиции, который, когда сбалансирован, направляет внимание зрителя, создает визуальный ритм, позволяет ключевым элементам «дышать».
Текстура
Хотя графический дизайн нельзя пощупать, добавление текстуры придает ему тактильность. То есть она помогает зрителю “чувствовать” материал, даже если он изображен на экране.
Типы текстур:
Реалистичные,
то есть фотографические изображения материалов (дерево, ткань, металл).
Визуальные (иллюзорные),
то есть те, что создаются с помощью света, тени, узоров, градиентов.
Типографика
Что касается искусства оформления текстов, типографика – это целый комплекс композиционных элементов, которые напрямую влияют на читаемость и визуальную иерархию продукта. Смыслы, заложенные в слова, важны, но что еще имеет значение – то, в какой форме они представлены.
Основные аспекты типографики в дизайне:
Выбор основного/второстепенных шрифта
Размер и иерархия (заголовки → подзаголовки → основной текст)
Интерлиньяж и кернинг (то есть расстояние между строками текста и расстояние между отдельными буквами)
Контраст, цвет текста (расстановка акцентов)
Сочетание нескольких шрифтов: комбинирование для разнообразия без потери единого стиля.
Принципы построения композиции в дизайне
Законы и правила композиции в дизайне хоть и довольно очевидны, требуют осознанного применения: простое знание их недостаточно. Важно понимать, как они влияют на восприятие, а также читаемость визуального контента в целом. На основе этих принципов используются элементы: одно без другого существовать не может.
Баланс
Отвечает за равновесие элементов в композиции.
- Симметричный баланс: элементы расположены зеркально относительно центральной оси.
Пример: главная страница сайта с центральным логотипом и одинаковыми блоками по бокам.
- Асимметричный баланс: объекты разной формы или размера распределены так, чтобы визуально сохранялся баланс.
Пример: баннер с крупной иллюстрацией слева и текстовым блоком справа.
Контраст
Помогает выделять важные элементы, делает композицию динамичной.
Контраст может быть цветовым, светотоновым, формовым, размерным или текстурным.
Пример: кнопка CTA яркого цвета на фоне пастельного баннера.
Ритм
Представляет повторяющиеся или чередующиеся элементы, которые ведут взгляд зрителя по композиции.
Пример: повторение иконок услуг в интерфейсе сайта, интервалы между блоками карточек товара.
Фокус
Направляет, подсказывает зрителю, куда смотреть в первую очередь.
Можно выделять размером, цветом, положением или контрастом.
Пример: главный герой на иллюстрации игры или кнопка «Купить» на промо-баннере.
Пропорции, масштаб
Определяют соотношение размеров элементов относительно друг друга.
Пример: крупный заголовок и маленький подзаголовок; главный объект на иллюстрации крупнее второстепенных деталей.
Единство
Согласованность всех элементов в композиции, которая делает дизайн целостным.
Пример: одинаковый стиль и палитра для всех блоков интерфейса или промо-материалов (ответственность дизайнера айдентики).
Типы композиции
Хотя дизайнеры подходят к этому вопросу по-разному, можно выделить несколько вариантов композиции в дизайне в зависимости от целей и средств студентов.
Симметричная
Характеристика:
Элементы зеркально расположены относительно оси
Примеры применения
Центрированные плакаты, логотипы, обложки, лендинги с симметричной структурой
Асимметричная
Характеристика:
Баланс достигается без зеркальности, за счет визуального веса
Примеры применения
Баннеры с неравномерным расположением блоков, карточки товаров, постеры
Радиальная
Характеристика:
Элементы расходятся от центра или к центру
Примеры применения
Инфографика, иконки, эмблемы, иллюстрации с центральным объектом
С направляющими линиями
Характеристика:
Элементы выстроены вдоль диагоналей, сетки или осей
Примеры применения
Баннеры, игровые интерфейсы, страницы с визуальными потоками
Геометрическая
Характеристика:
Построение на основе фигур или пропорций (круг, квадрат, золотое сечение)
Примеры применения
Логотипы, корпоративный стиль, инфографика, айдентика
Композиционные техники
Если принципы представляют законы, на которых строится композиция, то техники – это те самые инструменты, с помощью которых этим принципам можно следовать. Рассмотрим основные из них.
Правило третей
Один из самых распространенных, но в то же время простых способов создать привлекательную, хорошо сбалансированную картинку. Изображение делится на девять равных частей с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Основные объекты располагаются на линиях или в точках их пересечения.
Зачем нужно:
Помогает избежать статичности и скучного центрирования.
Делает композицию более естественной.
Подсказывает, куда зритель должен смотреть в первую очередь.
Пример: В веб-дизайне заголовок можно разместить в верхней трети экрана, а главное изображение – в правой трети.
Правило нечетных чисел
Психологи считают, что нечетное количество объектов (3, 5, 7…) обычно воспринимается более естественно, нежели четные. Четное количество элементов, в свою очередь, чаще всего становится источником симметрии (а также визуальной предсказуемости) – слишком идеального, искусственного, «правильного» изображения.
Зачем нужно:
Делает композицию естественной.
Помогает чрезмерной излишней симметрии/статичности.
Пример: Три карточки с товарами на лендинге смотрятся убедительнее, чем две (фокус на центральном объекте, устойчивость)
Правило свободного пространства
Некоторые законы приходят к нам из смежных областей – кинематографа. Когда в изображении есть направление движения или взгляд персонажа, важно оставлять свободное пространство между объектами, чтобы композиция «дышала». Похожий стандарт принято называть правилом 180 градусов, которое подразумевает, что линии взаимодействия не должны пересекаться.
Зачем нужно:
Добавляет картине движение.
Придает реалистичность сцене.
Структурирует восприятие.
Делает кадр естественным.
Правило: Если на иллюстрации человек смотрит вправо, оставьте с той стороны свободное пространство.
Геометрия и симметрия
Композиции, построенные на геометрических формах, сетках и пропорциях (включая золотое сечение), чаще всего более выверенные, но естественные. Симметрия подразумевает порядок, в то время как легкое ее нарушение может сделать изображение более интересным для изучения.
Зачем нужно:
Помогает разработать визуальную структуру.
Делает макет аккуратным.
Помогает выстраивать иерархию и ритм.
Пример: Веб-дизайнеры часто строят свои проекты на основе золотого прямоугольника или модульной сетки
Контраст + фокус
Создание контраста – один из основных принципов композиции в дизайне, который помогает выделить главное с помощью различий в размере, цвете, насыщенности, форме или типографике. Глобальная задача – избежать монотонности и направить внимание зрителя туда, где сосредоточен смысл.
Зачем нужно:
Расставляет приоритеты между элементами.
Делает дизайн легко читаемым.
Формирует визуальную иерархию.
Пример: Большой черный заголовок на светлом фоне мгновенно притягивает взгляд.
Ритм, повтор
В основе визуальной ритмичности – повторяющие элементы, которые помогают структурировать визуальное пространство и сделать его более последовательным.
Зачем нужно:
Поддерживает визуальное единство.
Делает композицию целостной.
Создает ощущение движения и порядка.
Пример: Повторяющиеся иконки, сетка карточек или одинаковые отступы между блоками.
Нарушение правил (контролируемый хаос)
Парадоксально, но иногда именно нарушение композиционных принципов делает дизайн наиболее привлекательным. В конце концов, для чего еще нужно правила, если не для их нарушения? Когда дизайнер осознанно ломает привычные схемы, это выводит зрителя из автоматизации (то есть бездумного восприятия), а следовательно – вызывает интерес и запоминается наиболее эффективно.
Зачем нужно:
Привлекает внимание за счет неожиданности.
Наиболее ярко подчеркивает замысел.
Делает дизайн более запоминающимся.
Важно: Нарушать правила можно только тогда, когда ты их знаешь и контролируешь. Иначе есть вероятность, что художественный прием превратится в обычный беспорядок.
Советы от онлайн-школы UNID
Мы знаем, как сложно начинать путь в индустрии дизайна: информации много, но системности почти нет. Можно бесконечно смотреть туториалы, читать гайды, но без четкой структуры знания могут остаться разрозненными, а навыки – поверхностными.
Обучение графическому дизайну – один из наиболее эффективных способов познакомиться с базовыми принципами композиции, овладеть типографикой, научиться разрабатывать сложные, многослойные проекты, а также собрать портфолио под руководством экспертов. Однако даже те, кто проходят курсы, нуждаются в дополнительных советах и поддержке.
Начинайте с идеи
Основная задача любого автора – понять, что именно он хочет сказать зрителю своей работой. Хорошая композиция рождается не из красивых форм, а из четкого замысла и осознанности.
Делайте акцент на иерархии
Не все элементы равны. Зритель должен сразу понимать, где главное, а где второстепенное. Экспериментируйте с размером, цветом, контрастом, чтобы выстроить понятный порядок восприятия.
Не бойтесь пустого пространства
Пустота – это еще один элемент композиции. Белое (отрицательное) пространство помогает акцентировать внимание и делает композицию живой.
Проверяйте баланс
Если композиция «заваливается» визуально, то, вероятнее всего, элементы распределены неравномерно. Отдалитесь от макета или переверните его горизонтально: так дисбаланс станет очевиднее.
Работайте с сеткой
Сетка – это важные ориентир, который помогает приводить элементы к системе, соблюдать пропорции и выстраивать композицию логично. Логика должна быть даже там, где она кажется неочевидной на первый взгляд.
Контролируйте контраст
Контраст нужен, чтобы выделить главное, но его избыток может превратить макет в хаос. Достаточно одного-двух акцентов, чтобы управлять вниманием зрителя. Меньше – больше.
Не злоупотребляйте эффектами
Тени, градиенты, размытия – это отличные визуальные элементы, но чрезмерное их использование может отвлекать от сути. Каждый визуальный прием должен быть оправдан. Функциональность должна быть выше «красоты».
Смотрите глазами зрителя
Наиболее эффективные способ обнаружить недочеты – поставить себя на место пользователя/зрителя. Что первое бросается в глаза? Понятно ли, в чем суть дизайна? Если нет, композиция требует доработки.
Изучайте классику и анализируйте чужие работы
Обращайте внимание на то, как построены афиши, обложки, сайты, которые вам нравятся. Анализируйте, как организовано пространство, выстроен ритм и расставлены акценты. Вдохновляться – полезно, особенно когда источник вдохновения – это работы, которыми вы искренне восхищаетесь.
Нарушайте правила
Правила композиции носят рекомендательный характер. Освоив их, каждый может экспериментировать со степенью их применения. Иногда именно контролируемое нарушение привычных схем создает вау-эффект. Главное – понимать, зачем вы это делаете.
Композиция – язык: на нем можно разговаривать, на нем можно молчать. Главное – видеть, чувствовать, осмыслять его элементы, говорить на нем искренне и осознанно.
Сложности с выбором обучения?