Фильмы для дизайнеров: что смотреть в 2025/2026 году
Вдохновение мимолетно: ухватить его значит увидеть мир иначе, но немногие могут задержаться в этом состоянии надолго. Порой вдохновение нужно призывать, и это лишь одно из испытаний, через которое рождается подлинное искусство. Дизайнер – творец; для него так же важен процесс поиска, как и сам результат.
Кино в этом смысле – это один из невероятно продуктивных способов насытиться новой информацией, подсмотреть интересные визуальные решения, но главное – понять, как работает визуальное искусство на практике. Но в чем еще сила кинематографа?
На какие фильмы для графических дизайнеров стоит обратить внимание, и почему курсы по графическому дизайну – это возможность научиться преобразовать эмоцию в осмысленный образ?
Как выбрать произведение для просмотра?
Мы все смотрим фильмы, но не каждый из них способен вдохновить. Для этого он должен соответствовать определенным требованиям (хотя они, на самом деле, очень абстрактны и зависят от восприятия в целом). Каждая визуальная работа, тем не менее, это учебник по композиции, цвету, ритму, смысловой структуре, пускай это происходит незаметно на первый взгляд.
Выбор фильма для просмотра – задача довольно сложная: существует слишком много жанров, стилей, режиссерских подходов, чтобы сразу понять, какой из них действительно принесет пользу в профессиональном смысле. Но вот некоторые аспекты, которые так или иначе имеют значение:
Репутация режиссера или студии:
Известные авторы/студии не всегда могут экспериментировать с визуальным языком, но их работы почти всегда тщательно продуманы, а также качественно выверены.
Тематика, контекст:
Истории о творчестве, искусстве, дизайне или визуальной культуре часто содержат вдохновляющие элементы, которые полезно изучать.
Отзывы профессионалов:
Ценность кино с точки зрения визуальной эстетики часто раскрывается через рекомендации других дизайнеров, художников или критиков.
Влияние на культуру:
Культовые произведения нередко содержат идеи, которые можно адаптировать в работе. Главное – перерабатывать их и создавать что-то свое, а не копировать напрямую.
Экспериментальные или авторские картины:
Даже если сюжет сложен, авторский взгляд может дать новые идеи/впечатления.
Документальные фильмы
«Почему человек творит?» (Why Man Creates)
Год выхода: 1968
Режиссер: Сол Басс
Страна: США
Продолжительность: 25 мин
Некоторые работы уже признаны классикой в индустрии дизайна. «Почему человек творит?» – это фильм о том, как и почему человек создает что-то новое, созидает, отдается творческому процессу без ожидания выгоды или признания: творчество ради творчества. Он исследует, почему идеи возникают, как они развиваются, как искусство преобразует общество. Дизайн начинается с осмысленности, и именно такое кино помогает понять, зачем это вообще нужно.
«Искусство видеть» (Ways of Seeing)
Год выхода: 1972
Режиссер: Джон Бёргер, Майкл Дибб
Страна: Великобритания
Продолжительность: 30 мин (каждая серия)
Данная серия короткометражных фильмов предлагает зрителю другой взгляд на привычное. Кино показывает, как контекст, историческая перспектива и внимание к деталям меняют восприятие искусства и визуальной информации. Сам фильм разделен на 4 эпизода: «Камера & живопись», «Женщины & искусство», «Живопись & собственность», «Изобразительное искусство & коммерция».
Про Джона Бёргера, автора данной работы, говорили: он не показывает искусство с другой стороны – он открывает глаза на мир, в котором нам приходится выживать.
«Гельветика» (Helvetica)
Год выхода: 2007
Режиссер: Гари Хастуит
Страна: США
Продолжительность: 78 мин
Этот фильм – гимн одному из самых узнаваемых шрифтов мира. «Гельветика» была выпущена к 50-летию со дня создания шрифта и представляет собой исследование того, как типографика формирует визуальную культуру городов, рекламы, повседневной жизни. На протяжении полутора часов авторы раскрывают историю Гельветики, показывают интервью с ее создателями и обсуждают критику, которую шрифт вызывает.
Обязателен к просмотру даже для начинающих веб-дизайнеров.
«Овеществление» (Objectified)
Год выхода: 2009
Режиссер: Гари Хастуит
Страна: США
Продолжительность: 76 мин
Независимое кино часто недооценено, но «Овеществление» – наглядное доказательство того, что небольшие студии способны создавать глубокие, многослойные работы. Произведение исследует мир массового производства, его процессы, а также отношения с людьми, которые эти объекты создали. Человек не должен поддаваться искушениям общества потребления: идеи и предметы могут сосуществовать, но лишь тогда, когда их ценят.
«Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop)
Год выхода: 2010
Режиссер: Бэнкси
Страна: Великобритания/США
Продолжительность: 87 мин
Пожалуй, самый ироничный документальный фильм о современном искусстве. Его автор – Бэнкси – рассказывает историю Тьерри Гетта, француза, который случайно попадает в мир уличных художников и решает сам стать одним из них. Он задается вопросом: где кончается искусство и начинается маркетинг? Кто здесь настоящий автор, а кто – продукт культуры потребления?
Художественное кино о дизайнерах
«Сумасшедшие люди» (Crazy People)
Год выхода: 1990
Страна: США
Режиссер: Тони Билл
Продолжительность: 91 мин
Сатира на рекламный бизнес. Создатели говорят: правду можно продать только под видом безумия. Главный герой, Эмори Лисон, креативщик на грани нервного срыва, устал от фальши и решает говорить людям правду в своих рекламных кампаниях. Неожиданно его дизайн-проекты, созданные в психиатрической клинике, становятся невероятно популярными. Это работа о том, насколько абсурдна индустрия рекламы и каким должен быть маркетинг на самом деле.
«Одинокий мужчина» (A Single Man)
Год выхода: 2009
Страна: США
Режиссер: Том Форд
Продолжительность: 99 мин
Есть фильмы, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни. «Одинокий мужчина» – это эстетическое откровение Тома Форда, которое повествует об истории профессора, потерявшего любимого человека. Хотя эта работа сюжетно не связана с дизайнерами напрямую, Форд работает с фильмом как с тщательно выстроенным визуальным полотном: каждая деталь должна быть на своем месте и доносить мысль, что внимание к форме способно вернуть смысл жизни.
«Уволен на Марсе» (Fired on Mars)
Год выхода: 2023
Страна: США
Режиссер: Лестер О’Брайен
Продолжительность: 23-25 мин (эпизоды)
Минималистичный, абсурдный, но удивительно глубокий сериал о дизайнерах будущего. Главный герой, Джефф Купер, работает дизайнером в марсианской колонии, но внезапно теряет работу. Будучи изолированным, он пытается понять, что значит быть «креативным» в мире, который отличается от того, что нам был некогда привычен. Это притча о выгорании и одиночестве творца в эпоху цифровизации.
Кино с выдающейся визуальной эстетикой
«Отель „Гранд Будапешт“» (The Grand Budapest Hotel)
Год выхода: 2014
Страна: США/Германия
Режиссер: Уэс Андерсон
Продолжительность: 99 мин
История легендарного консьержа и его молодого протеже, которые вовлекаются в кражу ценной картины, а также семейное наследство.
Возможно, это первое произведение, которое приходит на ум при упоминании эстетически привлекательных картин. Работа превращает замкнутое пространство отеля в визуальную вселенную с своей симметрией, насыщенными цветами, миниатюрными декорациями, а также стилистикой «как в сказке». Это буквально методичка по тому, как следует работать с композиций и кадром: каждый элемент продуман до мелочей.
«Багровый пик» (Crimson Peak)
Год выхода: 2015
Страна: США/Мексика/Канада
Режиссер: Гильермо дель Торо
Продолжительность: 119 мин
Вдохновляться готикой – погружаться в мир мрачной красоты, но та красота по-естественному прекрасна. Драма рассказывает историю одного особняка, куда молодая писательница приезжает после свадьбы с загадочным аристократом. Внутри дома ее ждут тайны семьи, призраки прошлого, опасные секреты, а дом становится активным участником истории.
«Бедные‑несчастные» (Poor Things)
Год выхода: 2023
Страна: Ирландия/Великобритания/США
Режиссер: Йоргос Лантимос
Продолжительность: 141 мин
История молодой женщины, которая получает «вторую жизнь» в необычных обстоятельствах. Сюжет развивается в мире, где реальность спутана с фантазией: каждая сцена – это буквально спектакль с яркими цветами, причудливыми декорациями. Эксцентричность, сюрреализм, впечатляющий актерский состав – все способствует тому, чтобы фильм стал настоящим визуальным наслаждением.
Хотя данная подборка может посчитаться довольно мейнстримной, мир кино с выдающейся визуальной эстетикой гораздо шире. Вот несколько художественных фильмов, которые стоит посмотреть дизайнерам и всем, кто ценит визуальное мастерство:
«Леон» (Léon: The Professional, 1994)
«Форма воды» (The Shape of Water, 2017)
«Барби» (Barbie, 2023)
«Дюна» (Dune, 2021)
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 2013)
«Облачный атлас» (Cloud Atlas, 2012)
Учимся у кино: что взять на заметку
Кино не всегда представляет собой развлечение. Это энциклопедия концептов, образов, художественных идей для дизайнеров. Смотреть кино = обращать внимание на детали. Так на что посмотреть дизайнеру? Вот несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание:
Режиссер
Некоторые режиссеры – создатели нового искусства, которое видит кино как самостоятельный язык визуального выражения, и каждый его элемент должен быть пронизан смыслами (хоть не всегда понятными).
Цвет, свет
Обращайте внимание на палитру, освещение, их роль в создании настроения.
Композиция кадра
Следите за построением пространства – симметрией, динамическим равновесием, фокусом.
Типографика, визуальные детали
Многие фильмы используют шрифты, вывески, а также прочие графические элементы как часть нарратива.
Работа с фактурой, материалом
У кино нет возможностей тактильного искусства. Мы как зрители можем лишь «чувствовать» текстуру через изображение.
Архитектура пространства
Города, интерьеры, улицы – каждый отдельный кадр можно рассматривать как дизайнерский проект, элементы которого создают что-то более грандиозное.
Символика, визуальные метафоры
В авторском кино детали – элементы кода, которые могут передавать скрытые смыслы, спрятанные эмоции, идеи, но делают это косвенно, не напрямую.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли использовать идеи из кино в реальных проектах?
Да, конечно. Лучший способ воплотить идеи из кино и увидеть первые результаты – пройти обучение графическому дизайну от школы UNID. Под руководством профессиональных дизайнеров студенты осваивают теорию, работают над коммерческими проектами, создают портфолио и учатся использовать любое искусство как источник вдохновения.
Почему дизайнеру полезно смотреть фильмы?
Что неудивительно, они часто становятся источниками вдохновения. Они позволяют увидеть, как работают композиция, цвет, свет, ритм, визуальные метафоры в реальных проектах, даже если история на экране выдуманная.
Как выбирать фильмы для развития креативности?
Лучше обратить внимание на авторское или авангардное кино, культовые картины, документальные фильмы, а также работы режиссеров с необычной визуальной эстетикой.
Какие элементы фильма особенно интересны дизайнеру?
Образы, цвет, свет, композиция, монтаж, реквизит, костюмы, детали интерьера, визуальные метафоры – абсолютно любой элемент можно адаптировать под статичный дизайн. Главное – поймать настроение.
Стоит ли анализировать цвет, композицию и свет в каждом кадре?
Нет. Анализ каждого кадра – задача кинокритиков и других специалистов из индустрии кинопроизводства. Для графического дизайнера или дизайнера айдентики достаточно наблюдать за основными, наиболее значимыми сценами, чтобы понять как работает композиция, цвет, а также формы во благо всего произведения.
Сложности с выбором обучения?